Самое интересное от Яна Арта

Лукавые цифры-2014

A A= A+ 15.09.2014

Инфляцию славлю, которая есть. Но трижды – которая будет.

Средь «шумного бала» политических страстей вокруг Украины, Крыма, Донецка, санкций, контрсанкций, борьбы с Макдональдсом и осуждения бородатой певички как-то незаметны финансовые новости. Даже если они, как говорилось четверть века назад, – судьбоносны.

Российский Центробанк завершает долгую эпоху поддержки рубля. Курс рубля будет определять рынок. Санитары могут отойти от больного и отключить аппарат искусственного дыхания. Дальше – сам.

Начинается новая эпоха в сфере денежно-кредитной политики России. И, естественно, возникают традиционные системные вопросы. Нет, не «кто виноват?». А – что делать? Что будет?

Радует в этой истории то, что, похоже, наконец у властей проходит извечная девальвацебоязнь. Ну, или уже не хватает ресурсов для постоянной поддержки рубля. Надеюсь, что первое, особенно, если учесть, что нынешний глава Центробанка достаточно умна, чтобы воспринимать девальвацию не как ругательное слово, а как нормальный процесс.

Куда важнее иное – потенциал инфляции. И вот тут начинаются чудеса. Во всяком случае, автор этих строк логики не понял.

Центробанк в минувшую пятницу отказался от повышения ключевой ставки и сохранил ее на уровне 8%. Ставка рефинансирования находится рядом и предполагается (что более, чем логично) их уравнять. Как свидетельствует продолжающийся сейчас опрос Bankir.Ru, многие банкиры хотели бы увидеть снижение ставки, но и отсутствие повышения – позитивный сигнал. Логика здесь упрощенно выглядит так: ставка повышается – сдерживает инфляцию, но замораживает рынок. И наоборот.

Итак, от сдерживания инфляции ценой замораживания рынка отказались. Центробанк пересмотрел инфляционный прогноз на этот год с 6,5% до «уровня, превышающего 7%».

Однако, как выясняется далее, Центробанк предполагает уровень инфляции в 2015 году на уровне 4,5%, а далее – снижение до 4%.

Вот эти цифры – откуда? Кто может назвать хоть один фактор, позволяющий на снижение темпов инфляции уже в совсем близком 2015 году де-факто в два раза? Или все это – из той же серии, что извечно оптимистичные прогнозы финансовых властей относительно снижения оттока капитала из России? Помнится, в августе 2013 года Центробанк заявлял, что отток капитала в 2014-м составит $20 млрд. Сейчас же Центробанк говорит: отток капитала будет снижаться с $90 млрд. в 2014 году до $18 млрд. в 2017 году. От конкретного прогноза по оттоку капитала на 2015 год, слава богу, отказались. От оптимистичного прогноза по инфляции – нет. Почему? Политика?

Скорее всего – политика. В ЦБ – явно не дураки. В частности, констатировали, что обсуждаемое введение 3-процентного налога с продаж подстегнет инфляцию. Правда, тут же оговорились, что налог с продаж ускорит рост цен только на 1–1,5%. Опять – непонятный оптимизм. Обычный житейский здравый смысл подсказывает: если российским торговцам включили новую подать на 3%, то они заложат в цену 6%. Чтобы два раза не ходить.

Впрочем, тут же еще одна оговорка от ЦБ. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина добавила: «Многое зависит от того, какая будет конструкция этого налога, как его будут применять, какой охват товаров будет. Введение налога с продаж может вызвать достаточно большую краткосрочную реакцию, а потом, наоборот, эта реакция будет замедляться… Банк России проводит гибкую политику и готов оперативно реагировать на возникающие вызовы». «В то же время ЦБ не будет пытаться достичь цели по инфляции любой ценой», – говорится в отчете с пятничного заседания совета директоров ЦБ.

Кстати, там же было констатировано, что на инфляцию оказывают влияние и геополитические проблемы, и ограничения на импорт продуктов в Россию. Забыли упомянуть про тарифы РЖД, которые будут повышены с нового года. То ли тема нехорошая, то ли о сильных мира сего – либо хорошо, либо ничего.

Новый министр экономического развития Алексей Улюкаев, весьма критично последнее время отзывающийся о решениях ЦБ, все эти темы полностью поддержал.

Напрашиваются два вывода.

Первый – оптимистическая риторика пока еще обязательна для чиновников. Второй – в отличие от многих других российских ведомств, готовящихся к колонизации русскими Луны или воюющих с Макдональдсами, в ЦБ никак не могут заставить выказывать себя полными идиотами. Профессионализм мешает. Посему – говорят реальные вещи. Только цифры немного уменьшают. Чтобы не сердили. Любопытно, что Герман Греф тоже не «ура, мы ломим» декларирует, а говорит о вполне реальных вещах. Не было бы счастья, да несчастье помогло – кажется, мы имеем мегарегулятор, который видит экономику, а не политику и, тем паче, не идеологический угар.

Второй – куда более актуальный. Инфляция. На обывательском уровне я складываю:

- ограничение на импорт продуктов, которое отечественного производителя не поднимет (срок ограничения слишком маленький, да и нет у нас производителей пармезана и устриц), а вот цены ему поднять позволит;

- удорожание цены на бензин – не то, которое в статистике, а то, которое в моем бензобаке;

- налог с продаж – даже еще не само его введение, а тот импульс, который придан рынку самим фактом обсуждения;

- борьбу с Макдональдсами и ИКЕА и последующее влияние на цены в этих сегментах в случае «победы»;

- предстоящее повышение тарифов РЖД

…и получаю… не знаю, как вы, а по моим ощущениям, не менее 10% в этом году и виды на как минимум такой же уровень в будущем. Это – в лучшем случае. В худшем, как говорит ЦБ, – «не любой ценой».

А значит – мы за ценой не постоим. Опять.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3802